preview

Эпос народов мира: Махабхарата – эпос из глубины веков

      Существуют книги, которые прошли через столетия, а есть книги, которые прошли через тысячелетия.  Которые сами по себе уже являются литературным памятником и культурным наследием всего человечества.
    «Махабха́рата» — это одно из таких произведений- древнеиндийский эпос на санскрите, одно из крупнейших литературных произведений в мире. Переводится с санскрита, как «Великое сказание о потомках Бхараты», царя Бхаратаварши (страны бхаратов), потомка древнего царя Куру) Состоит из восемнадцати книг (парв) и содержит более 75 000 двустиший (шлок), что в несколько раз длиннее «Илиады» и «Одиссеи» вместе взятых.
     Основное содержание — борьба родов Куру и Пуру и поражение первых в истории северной Индии — период более древний, чем сюжет «Рамаяны» (южная Индия). Фабула главного сюжета — спор за престолонаследие между сыновьями двух братьев, слепого Дхритараштры (имевшего сто сынов-кауравов) и Панду (пять сыновей-пандавов), в борьбе из-за города Хастинапура между двумя княжескими родами Лунной династии, Каурава (род Куру) и Паурава (род Пуру).
       «Махабхарата» — источник многих сюжетов и образов, получивших развитие в литературе народов Южной и Юго-Восточной Азии. В индийской традиции считается «пятой Ведой». Одно из немногих произведений мировой литературы, которое само о себе утверждает, что в нём есть всё на свете.
     Авторство «Махабхараты» приписывается легендарному мудрецу Вьясе (III тысячелетие до н. э.), который сам является действующим лицом сказания (дедом Пандавов и Кауравов).
     Исследователи (П. А. Гринцер, Я. В. Васильков, Дж. Брокингтон) считают, что в основу эпоса легли предания о реальных событиях, происходивших в Северной Индии в поздневедийский период: войне между союзами племён куру и панчалов, завершившейся победой панчалов. Родословные правителей позволяют датировать битву XI веком до н.э.
     Материальных свидетельств достоверности событий «Махабхараты» не обнаружено за древностью событий.
      Как и многие другие эпосы, «Махабхарата» построена вокруг попытки разрешить вопрос о соотношении свободы воли человека и воли судьбы. В этическом учении «Махабхараты» наличествуют два аспекта. С одной стороны, это порицание эгоизма и поощрение бескорыстия; с другой — недвусмысленное указание на то, что полное пренебрежение личным благом во имя абстрактного также небезопасно. Тем не менее, акцент в произведении делается именно на гуманистической части его моральной доктрины. Мораль фактически выступает объединяющим началом всего эпоса в целом.
       Редакторская работа над «Махабхаратой» в целом завершилась в первые века нашей эры, но единой редакции поэмы не было создано. Различаются северная и южная редакции. Эти различия проявляются в порядке расположения отдельных моментов сказания и в наличии или в отсутствии позднейших вставок. Варианты основного сказания — истории соперничества Пандавов и Кауравов — в разных редакциях отличаются незначительно.
    Ещё в средние века были сделаны переложения «Махабхараты» на все основные языки Индии и Юго-Восточной Азии.
     Работа над изданием поэмы велась в индийском городе Пуна на протяжении 40 лет (1927—1966). В нём около 156 тыс. строк.
      Первое издание, на русском языке вышло в 1788 году. Работу над полным русским (прозаическим) переводом начал В. И. Кальянов (1908—2001) в Ленинграде в 1939 году, она продолжается по сей день.
       В рамках проекта «Библиотека всемирной литературы» в 1974 г. по-русски опубликован сокращённый перевод «Махабхараты», сделанный поэтом С. Липкиным. В переводе сохранены основные сюжетные линии.
      Это произведение является достоянием и культурным наследием всего человечества. В анапских библиотеках можно взять это легендарное произведение и ознакомиться с ним.

Источник:
Сайт: ru.wikipedia.org, proza.ru
Подготовлено главным
 библиотекарем отдела компьютерных технологий
Центральной библиотеки г. Анапа И.А. Павловой