- Главная
- »
- Эпос народов мира
- »
- 2022 » Декабрь » 14
- »
- Эпос народов мира: « Рамаяна» – путешествие в тысячи лет
Эпос народов мира: « Рамаяна» – путешествие в тысячи лет
«Рама́яна» («путешествие Рамы») - ещё один древнеиндийский эпос на санскрите, который прошел сквозь тысячелетия до наших дней.
Авторство текста неизвестно, поскольку произведение создавалось несколько веков, и у него не может быть одного автора. Одним из самых известных рассказчиков Рамаяны является легендарный мудрец Вальмики, он также вошел и в само произведение как одно из действующих лиц. Предположительно время создания текста «Рамаяны» датируется III–II веком до н. э., иногда IV, а события, описываемые в эпосе, происходят гораздо раньше. Исследователи относят эти события к XII–X векам до н. э., а сами индусы считают, что они произошли ещё в эпоху Трета-юги, т. е. около 1 миллиона лет назад.
Рамаяна является одним из самых популярных фольклорных текстов Индии. По некоторым мнениям, он также — один из священных текстов индуизма.
С точки зрения литературы является образцом вложенной повести (повести, в основной сюжет которой вложено множество сюжетов, возможно даже не имеющих отношения к основному сюжету).
«Рамаяна» состоит из 24 000 стихов (в оригинале (санскрит) 480 002 слов — около одной четверти текста «Махабхараты», что в четыре раза больше «Илиады» Гомера.), текст распределен на семь книг и 500 песен, называемых канды. Стихи «Рамаяны» составлены из тридцати двух слогов, который называется шлока.
В «Рамаяне» повествуется история седьмой аватары Бога Вишну Рамы (одно из четырёх одновременных воплощений Вишну, остальные три — его братья), чью жену Ситу похищает Равана- царь-ракшаса Ланки. В эпосе освещаются темы человеческого существования и понятие дхармы (нравственные устои, религиозный долг). В поэме содержатся учения древних индийских мудрецов, которые представлены посредством аллегорического повествования в сочетании с философией. Предполагается, что сюжет «Рамаяны» имеет характер аллегорический и изображает под видом подвигов Рамы распространение индоарийских племён на юг Индии до острова Шри-Ланка, но возможно, что в основу этой аллегорической легенды был положен какой-то древний миф.
Идеи и образы этого эпоса вдохновляли практически всех индийских писателей и мыслителей от Калидасы до Рабиндраната Тагора, Джавахарлала Неру и Махатмы Ганди.
Содержание «Рамаяны» на протяжении веков перелагалось в бессчётных творениях изобразительного искусства, литературы, народного театра и пантомимы. В современной Индии на площади практически любой индийской деревни или города можно встретить сказителей, часами и даже днями напролёт читающих «Рамаяну» нараспев. История «Рамаяны» вдохновила большое количество поэтов.
«Рамаяна» переведена на большинство современных индийских языков, включая тамильский. Эти «переводы» не во всём тождественны друг другу. Об уважении, которым пользовалась «Рамаяна» у индусов, свидетельствуют слова самого составителя или автора «Рамаяны» во введении к поэме: «кто читает и повторяет эту “Рамаяну”, дающую святую жизнь, свободен от всяческих грехов и со всем своим потомством вознесётся на самое высокое небо». Брахме во второй книге «Рамаяны» вложены в уста следующие слова: «пока горы и реки будут существовать на земной поверхности, до тех пор и история “Рамаяны” будет обходить свет».
Персонажи Рамы, Ситы, Лакшманы, Бхараты, Ханумана и Раваны являются неотъемлемыми элементами культурного сознания Индии.
На русский язык "Рамаяна" была переведена С. Липкиным (в сокращении), ее литературное изложение сделано В.Эрманом и Э.Темкиным. Лит. Гринцер П.А.
«Рамаяна» считается сокровищем мирового культурного наследия и оказала такое же влияние на мировую культуру, как и гомеровские «Илиада» и «Одиссея». Знаменитый эпос древней Индии всегда был и остается достоянием многих народов Востока, поскольку рисует образ идеального правителя и героя, затрагивает вечные вопросы нравственности, долга, любви и смерти, провозглашает неизменную победу добра над силами зла. Эти вопросы глубоко волнуют и русскоязычного читателя, всегда ищущего высокий духовный идеал. В Индии «Рамаяна» входит в школьные программы как средство нравственного воспитания юношества.
Кроме того, «Рамаяна» входит во «Всемирную библиотеку» (список наиболее значимых произведений мировой литературы Норвежского книжного клуба).
Источник:
Сайт: ru.wikipedia.org, proza.ru, oum.ru, Древнеиндийский эпос: генезис и типология. М., 1974
Авторство текста неизвестно, поскольку произведение создавалось несколько веков, и у него не может быть одного автора. Одним из самых известных рассказчиков Рамаяны является легендарный мудрец Вальмики, он также вошел и в само произведение как одно из действующих лиц. Предположительно время создания текста «Рамаяны» датируется III–II веком до н. э., иногда IV, а события, описываемые в эпосе, происходят гораздо раньше. Исследователи относят эти события к XII–X векам до н. э., а сами индусы считают, что они произошли ещё в эпоху Трета-юги, т. е. около 1 миллиона лет назад.
Рамаяна является одним из самых популярных фольклорных текстов Индии. По некоторым мнениям, он также — один из священных текстов индуизма.
С точки зрения литературы является образцом вложенной повести (повести, в основной сюжет которой вложено множество сюжетов, возможно даже не имеющих отношения к основному сюжету).
«Рамаяна» состоит из 24 000 стихов (в оригинале (санскрит) 480 002 слов — около одной четверти текста «Махабхараты», что в четыре раза больше «Илиады» Гомера.), текст распределен на семь книг и 500 песен, называемых канды. Стихи «Рамаяны» составлены из тридцати двух слогов, который называется шлока.
В «Рамаяне» повествуется история седьмой аватары Бога Вишну Рамы (одно из четырёх одновременных воплощений Вишну, остальные три — его братья), чью жену Ситу похищает Равана- царь-ракшаса Ланки. В эпосе освещаются темы человеческого существования и понятие дхармы (нравственные устои, религиозный долг). В поэме содержатся учения древних индийских мудрецов, которые представлены посредством аллегорического повествования в сочетании с философией. Предполагается, что сюжет «Рамаяны» имеет характер аллегорический и изображает под видом подвигов Рамы распространение индоарийских племён на юг Индии до острова Шри-Ланка, но возможно, что в основу этой аллегорической легенды был положен какой-то древний миф.
Идеи и образы этого эпоса вдохновляли практически всех индийских писателей и мыслителей от Калидасы до Рабиндраната Тагора, Джавахарлала Неру и Махатмы Ганди.
Содержание «Рамаяны» на протяжении веков перелагалось в бессчётных творениях изобразительного искусства, литературы, народного театра и пантомимы. В современной Индии на площади практически любой индийской деревни или города можно встретить сказителей, часами и даже днями напролёт читающих «Рамаяну» нараспев. История «Рамаяны» вдохновила большое количество поэтов.
«Рамаяна» переведена на большинство современных индийских языков, включая тамильский. Эти «переводы» не во всём тождественны друг другу. Об уважении, которым пользовалась «Рамаяна» у индусов, свидетельствуют слова самого составителя или автора «Рамаяны» во введении к поэме: «кто читает и повторяет эту “Рамаяну”, дающую святую жизнь, свободен от всяческих грехов и со всем своим потомством вознесётся на самое высокое небо». Брахме во второй книге «Рамаяны» вложены в уста следующие слова: «пока горы и реки будут существовать на земной поверхности, до тех пор и история “Рамаяны” будет обходить свет».
Персонажи Рамы, Ситы, Лакшманы, Бхараты, Ханумана и Раваны являются неотъемлемыми элементами культурного сознания Индии.
На русский язык "Рамаяна" была переведена С. Липкиным (в сокращении), ее литературное изложение сделано В.Эрманом и Э.Темкиным. Лит. Гринцер П.А.
«Рамаяна» считается сокровищем мирового культурного наследия и оказала такое же влияние на мировую культуру, как и гомеровские «Илиада» и «Одиссея». Знаменитый эпос древней Индии всегда был и остается достоянием многих народов Востока, поскольку рисует образ идеального правителя и героя, затрагивает вечные вопросы нравственности, долга, любви и смерти, провозглашает неизменную победу добра над силами зла. Эти вопросы глубоко волнуют и русскоязычного читателя, всегда ищущего высокий духовный идеал. В Индии «Рамаяна» входит в школьные программы как средство нравственного воспитания юношества.
Кроме того, «Рамаяна» входит во «Всемирную библиотеку» (список наиболее значимых произведений мировой литературы Норвежского книжного клуба).
Источник:
Сайт: ru.wikipedia.org, proza.ru, oum.ru, Древнеиндийский эпос: генезис и типология. М., 1974
Подготовлено главным
библиотекарем отдела компьютерных технологий
Центральной библиотеки г. Анапа И.А. Павловой
библиотекарем отдела компьютерных технологий
Центральной библиотеки г. Анапа И.А. Павловой