preview

Эпос «Шарвили» — бесценный памятник истории

  В культурном наследии каждого народа бывают такие художественные произведения, которые во все времена притягивают к себе внимание людей. Одним из таких является лезгинский героический эпос «Шарвили». Созданный в далеком прошлом, он до сих пор остаётся самым любимым произведением устного поэтического творчества лезгин.
   Героический эпос играет важную роль в формировании национального самосознания и сплочения каждого народа. Лезгинский эпос «Шарвили» не исключение. Он оказал большое влияние на развитие лезгинского фольклора и литературы, художественное мышление народа.     
   Недаром великий персидский поэт Х века, автор знаменитой поэмы «Шахнаме», Фирдоуси особо подчеркнул: 
Рассыплются стены дворцов расписных
От знойных лучей и дождей проливных,
Но замок из песен, воздвигнутый мной,
Не тронут ни вихри, ни грозы, ни зной. 
      Эти слова можно полностью отнести и к эпосу «Шарвили». Он тоже является таким же памятником слова, значимости которого «не тронут ни вихри, ни грозы, ни зной».
      Этот эпос создан лезгинским народом, но поставленные в нём вопросы, проблемы близки всем народам, актуальны в наше время. Они общечеловеческого, всемирного масштаба. 
   «Шарвили» является фольклорным памятником с оригинальной композицией и яркими образами. Это крупномасштабное эпическое произведение, созданное творческим гением многих поколений народа. «Шарвили» – это история народа, рассказанная самим народом.
   В эпосе «Шарвили» отражена борьба лезгин за свободу и независимость. В нем с большой любовью изображаются доблесть и бесстрашие героя, его самоотверженность и бескорыстие. Народ в лице Шарвили собрал воедино самые благородные качества, самые положительные черты характера своих сыновей. Шарвили наделен огромной силой. Это храбрый, бесстрашный воин, ловко владеющий своим волшебным мечом, находчивый и смелый в бою. Шарвили защищает не личные, а общественные интересы. Он до конца предан народу и ради него готов пожертвовать собственной жизнью.
     Шарвили, в отличие от героев других эпосов, – реальная историческая личность, живший в Дагестане в начале III века, несмотря на грандиозную мистификацию его образа.
     Выдающийся учёный, доктор философских наук, профессор Ахед Агаев отмечает: «Из всех фольклорных жанров эпос больше всего является живым прошлым народа в масштабах героической идеализации. Герой, героизм, героика, героизация, являющиеся новыми языковыми знаками, порождаются гражданским обществом, государственным устройством жителей, их социальной и политической дифференциацией. В таких обстоятельствах народы находятся в движении, сражениях, войнах и иных схватках, и кровопролитиях сил добра и сил зла. Они рождают героев не только для себя, но и для других. Герой приносит избавление народу от вражды, угнетения, достигает справедливости. Поэтому народ воспевает и возвеличивает Шарвили. Да ещё с напоминанием, что велик народ, который обеспечивает величие своей Родины, и не менее велик народ, который рождает героев-патриотов».
    Лейтмотив эпоса «Шарвили» — это борьба добра со злом. Добро олицетворяют сам Шарвили и простой народ, а зло — иноземные завоеватели и нечистые силы. В этой борьбе добро торжествует, а зло терпит поражение.
     Эпос «Шарвили» призывает также к служению народу и Отечеству. Он создан народной фантазией для этой цели. Основная идея эпоса — идея преданности Родине, исполнения долга перед Отечеством и служения народу. Поэтому и эпос «Шарвили», и его главный герой всегда останутся в памяти народа.
Эпическая поэма лезгинского народа «Шарвили»

Источник:
Сайт: forumklassika.ru, ru.wikipedia.org, studwood.net

 
Подготовлено главным
 библиотекарем отдела компьютерных технологий
Центральной библиотеки г. Анапа И.А. Павловой