preview

Главная ошибка Салтыкова‑Щедрина, мастера иносказательного слова

    Давайте вспомним о его нелегкой судьбе. Как и за что 22‑летнего писателя отправили в ссылку в Вятку на долгих восемь лет? И как это повлияло на его творчество?
      Михаил Салтыков‑Щедрин родился 15 января (27 января по новому стилю) 1826 года в селе Спас‑Угол Калязинского уезда Тверской губернии.
         «А знаете, с какого момента началась моя память? — Помню, что меня секут. Секут как следует, розгою... Было мне тогда, должно быть, года два, не больше» - говорил Михаил Салтыков‑Щедрин о своем детстве. В десять лет Салтыкова отправили в Московский дворянский институт. Затем, как один из лучших учеников, он был переведен в Царскосельский лицей. Тот самый, что до него окончили Александр Пушкин, князь Михаил Оболенский, Вильгельм Кюхельбекер и Антон Дельвиг.
      Салтыков собирался стать поэтом. Он изучал поэзию, труды зарубежных теоретиков, писал собственные стихи. Но по окончании Царскосельского лицея больше не сочинил ни одной строчки: устроился служить в канцелярию военного ведомства и всю свою жизнь проработал госчиновником.


    При Николае I, авторе «чугунного» цензурного устава, запрещалось печатать практически все, что имело какое‑либо отношение к политике. За две повести — «Противоречие» (1847) и «Запутанное дело» (1848) — о повсеместном вранье и несправедливости Комитет цензуры периодических.
         В 1855 году новый царь Александр II в первый же год своего правления особым приказом разрешил Салтыкову‑Щедрину селиться и работать, где ему хочется. Из произведений писателя в народ ушли новые слова, например, «головотяпство».
    В 1856 году под псевдонимом Николай Щедрин он опубликовал цикл рассказов «Губернские очерки». За намеренно фантастичной комедией легко угадывались правда российской действительности и неприглядные типажи представителей госслужб.
       «Пусть едет служить да делает сам так, как пишет», — таким комментарием в 1858 году император Александр II сопроводил назначение Салтыкова‑Щедрина рязанским вице‑губернатором.
  Гениальная «Истории одного города» была написана Салтыковым‑Щедриным как пародия на «Историю государства Российского» Николая Карамзина.
      И, наконец, оптимист и гуманист Салтыков‑Щедрин сильно просчитался с уверенностью в скором исчезновении глупцов и негодяев, ставших героями его сатиры. Он писал:
«Писания мои до такой степени проникнуты современностью, так плотно прилаживаются к ней, что ежели и можно думать, что они будут иметь какую‑нибудь ценность в будущем, то именно и единственно как иллюстрация этой современности».

 
Подготовлено главным библиографом
Центральной библиотеки г. Анапа Ю.В. Ковалевой