preview

Оставался свободным.К 90-летию со дня рождения Владимира Войновича.

 

    Писатель Владимир Николаевич Войнович, член Баварской академии изящных искусств, Сербской академии наук и искусств, почётный член Российской академии художеств и американского общества Марка Твена, лауреат многочисленных литературных премий и премии им. А.Д. Сахарова «За гражданское мужество писателя», известен всему белу свету не менее, чем созданный волею его таланта ухватистый русский мужик Иван Чонкин или песня «Заправлены в планшеты космические карты…», которая фактически являлась гимном советских космонавтов.

Я верю, друзья, караваны ракет

Помчат нас вперёд от звезды до звезды.

На пыльных тропинках далёких планет

Останутся наши следы…

   Её во время встречи космонавтов цитировал Хрущёв, её до сих пор любят исполнять российские граждане разных поколений. Войнович тогда «проснулся знаменитым». Его тут же приняли в Союз советских писателей. Ему не было и тридцати. Сейчас ему исполнилось бы 90 лет.

   Слава Войновича укрепилась после публикации в самом престижном журнале тех лет – «Новом мире» – повестей и рассказов «Мы здесь живём», «Расстояние в полкилометра», «Хочу быть честным». Он стал «гуру» «аэропортовской» интеллигенции, особенно после того, как с конца 60-х стал принимать активное участие в правозащитной деятельности и в своих новых сочинениях, а также в ядовитых и смешных письмах к «власть имущим» не стеснялся писать о глупостях окружавшей его социалистической действительности. Это закончилось тем, что в 1974-м его исключили из Союза писателей, а в 1980 м выслали из СССР. Этот год Олимпиады вообще был годом вынужденных писательских отъездов: Аксёнов, Владимов, Войнович, Копелев.

    Войновичу не нужно было «изучать жизнь», как того требовало от советских писателей советское «руководство», конгениальное начальникам «недружественных» ныне России стран. Он начал работать с 11 лет. Был деревенским пастухом, авиамехаником, плотником, слесарем, студентом, ездил на целину, служил в отделе сатиры и юмора на Всесоюзном радио. Блестяще дебютировавший в начале 60-х во время хрущёвской оттепели, он и в дальнейшем адекватно реагировал на советское хамство и глупость своими язвительными текстами, в результате чего и получил клеймо антисоветчика и отщепенца. Писатель Войнович был крайне неудобен советской власти – и ехидными сочинениями, и своим аномальным поведением гражданина, который ухитряется оставаться свободным в обстановке, этому явно не способствующей. А ведь он, человек из народа, думал и писал то, что думает народ, именем которого любят клясться идеологические жулики всех времён и стран. И блестяще подтвердил это в книге очерков под точным, только внешне парадоксальным названием «Антисоветский Советский Союз», вышедшей уже в эмиграции.

    Наступили новые времена. Его старые и новые книги издавались и переиздавались, по ним были поставлены фильмы, спектакли и даже один мюзикл. Его прежние враги были низвергнуты, однако едкий и колючий нрав Войновича, его непочтение к любым авторитетам, парадоксальный чёрный юмор и тогда многим пришлись не по вкусу. Например, многие осуждали его за книгу «Портрет на фоне мифа», где он «прошёлся» по Солженицыну. За то, что он вышел из Русского ПЕН-центра. И даже за антиутопию «Москва-2042», где существует персонаж по имени Сим Симыч Карнавалов, явившийся в Россию будущего на белом коне и подозрительно напоминающий великого (его величие Войнович признаёт!) «вермонтского затворника».

    Писатель вряд ли по-настоящему вписался и в те времена. Он вообще никаким временам не подходит. Зато все упомянутые времена прекрасно подходят ему, ибо идиотизма, в котором он прожил всю свою жизнь, на его писательский век явно хватило, да и на нашу долю такого сомнительного богатства достаточно осталось…

 

Источник https://lgz.ru/

 

Подготовлено ведущим библиотекарем отдела обслуживания

Центральной библиотеки г. Анапа Ю.В. Ковалевой