preview

Отдел обслуживания ЦБ: Рубрика «Русские самородки»: Иван Иванович Ползунов

 

         Мы живем в  ХХІ веке, когда каждый день совершаются новые открытия. Все достижения цивилизации - результат труда многих людей, но каждое начиналось когда-то с идеи, с открытия, сделанного великим изобретателем. Россия богатая страна. Но главное ее богатство - не нефть, не золото, не природные ископаемые, а люди.

         Мы продолжаем историческую тему  «Русские изобретатели» о тех, кто стоял у самых истоков российской науки и техники, о талантливых мастерах, изобретателях, инженерах, ученых – о настоящих русских самородках.

         И сегодня наш рассказ об изобретателе-самоучке, создателе первой в России паровой машины и первого в мире двухцилиндрового парового двигателя Иване Ивановиче Ползунове.

         Иван Ползунов родился 14 марта 1728 года в Екатеринбурге в семье отставного солдата. Обучение начал в арифметической школе, которую основал Василий Никитич Татищев. После окончания школы, в 1742 году, Ползунова направили на один из уральских заводов учеником к мастеру Никите Бахореву. После обучения, в возрасте 20 лет, он был переведен на Колывано-Воскресенские заводы Алтая. На этих заводах для государственной казны добывались драгоценные металлы. Обязанностью Ползунова стала подготовка отчетов о ходе производства. Принято считать, что первый опыт конструкторской деятельности Иван Иванович приобрел в 1754 году, когда для нужд завода начал строительство «вододействующей лесопилки». Ползунов все время активно занимался самообразованием, изучал книги по металлургии и минералогии. В результате Иван Иванович стал одним из самых технически грамотных специалистов на заводе. Важной задачей для себя он ставил вопросы облегчения труда работающих людей. Было много остроумных и интересных проектов, но все они пылились в архивах. Большим авторитетом в науке для Ивана Ивановича был Михаил Васильевич Ломоносов. Ползунов подробнейшим образом изучал его труды в области химии, физики, добычи и плавки руд.

        В то время русские горнозаводские процессы полностью зависели от водяного колеса. Ползунов поставил перед собой цель заменить водяные процессы и уже в 1763 году представил руководству завода проект «огненной машины». Она имела два цилиндра и могла подавать дутьё в печи и откачивать воду. В дальнейшем Ползунов собирался усовершенствовать ее, планировал использовать и для других нужд. Данный проект был представлен Екатерине II. Императрица по достоинству оценила работу и своим распоряжением произвела Ивана Ползунова в «механикуса с чином и званием инженерного капитан-поручика». Изобретатель получил в награду четыреста рублей, также было рекомендовано направить его на учебу в Академию наук. В 1764 году с одобрения Канцелярии Иван Ползунов принялся за изготовление новой машины – в 15 раз мощнее предыдущей. 13 месяцев понадобилось инженеру, чтобы собрать утвержденный агрегат. Его высота составила 18,5 метра, некоторые детали по весу достигали 2 720 килограмм. Пришлось создавать и новые сопутствующие инструменты, в том числе специальный токарный станок. Изготовление новой машины потребовало от конструктора максимального напряжения душевных и физических сил и ослабило его здоровье. Иван Иванович Ползунов заболел чахоткой и умер 26 мая 1766 года, не дожив буквально неделю до пробного запуска созданного им агрегата. 7 августа 1766 года паровая машина заработала, и работала она до ноября. За короткое время изобретение оправдало все надежды своего создателя. В итоге за небольшой период работы машина не только полностью окупила все расходы на постройку, но и принесла значительную прибыль. Тем не менее, когда прогорел котел, было принято решение машину не восстанавливать. Машину разобрали, и про изобретение Ползунова все забыли. Сегодня его имя носит Алтайский государственный технический университет, рядом с ним установлен памятник изобретателю И.И. Ползунову.

         Следующий наш рассказ будет об изобретателях паровоза – Ефиме Алексеевиче и Мироне Ефимовиче Черепановых.

 

Заведующий отделом обслуживания Центральной библиотеки МБУК «Анапская ЦБС»

Салимова Ф.Ф.