preview

Пьеса «Бег» Михаила Булгакова

   Такое масштабное событие первой половины двадцатого века, как гражданская война в России, не могло не породить огромного количества соответствующей литературы, в рамках которой писатели рассматривали эту войну со многих сторон, рассуждали о её роли для России и всего русского народа. Одним из таких деятелей был Михаил Булгаков, написавший пьесу «Бег», в которой показал читателю судьбу русской интеллигенции, дворянства и белого офицерства в конце гражданской войны.

     Булгаков начал работу над пьесой в 1926 году. В основу сюжета легли воспоминания его второй жены – Любви Белозерской и генерала Якова Слащева, который в девятнадцатом и двадцатых годах руководил обороной Перекопа.

   Михаил Булгаков считал русскую интеллигенцию лучшим слоем России. Она была вынуждена покинуть страну и жить в эмиграции. Писатель пытался рассказать о том, что большинство эмигрантов желало жить в России, но им надо было найти консенсус с большевиками, но не поступаясь нравственными принципами. Классик даже написал письмо по этому поводу самому Сталину.        Он хотел показать, что он выше белых и красных, но в итоге его посчитали врагом-белогвардейцем. Поэтому публикации «Белой гвардии» не случилось при жизни писателя, как не увидел сцены и «Бег», а спектакль «Дни Турбиных» смог поставить только после двухлетнего запрета, когда получил личное распоряжение от Сталина.

     Булгаков переживал непростой период своей жизни. Его нигде не печатали, его пьесы не ставили, он испытывал серьёзные финансовые затруднения. В двадцать седьмом году он заключил договор с МХАТом. Тогда пьеса носила название «Рыцарь Серафимы». В двадцать восьмом году пьеса была закончена и получила своё окончательное название «Бег», но так и не была поставлена при жизни писателя. В ней он вновь «героизировал противников советской власти», как и в романе «Белая гвардия».

  Отчасти пьеса «Бег» была воплощением замысла писателя о масштабной трилогии, посвященной событиям гражданской войны. Она должна была стать своеобразным реквиемом для интеллигенции. Но из-за болезней, проблем на службе и в семье автор не смог реализовать свой замысел в полной мере.

     Многие герои пьесы имеют прототипов. Прототип Хлудова действительно страдал сильнейшей неврастенией, а в 1929 г. был застрелен в своей квартире родственником одной из жертв.

    Премьера «Бега» состоялась в 1957 г. в Сталинградском театре.

    Небольшой отрывок пьесы был напечатан в 1932 г. в «Красной газете» за 1 октября. Пьеса издана в 1962 г.

    Не менее сложен вопрос о жанре пьесы. Уже современники Булгакова затруднялись определить, к какому жанру ближе пьеса, к сатирической трагедии или комедии. В. Каверин считал, что пьеса «разрушает условные границы жанра», сочетает в себе черты психологической драмы и фантасмагории. В ней есть и гротеск, и трагедия. По словам Горького, это комедия, в которой «временами смешно, и даже очень». Трагедия в том, что невозможное происходит на самом деле.

     Проблема, лежащая на поверхности — крушение белого движения и судьба русской эмиграции, о чем упоминал сам Булгаков. Но, создавая героев далекими от идеала, Булгаков преследовал иную цель. Он стремился объективно оценить все стороны гражданской войны, и красных, и белых, «стать бесстрастно» над ними.

     Философская проблема пьесы состоит в том, как каждый отдельный человек может прекратить бессмысленный бег, которым насыщена его жизнь, тем более если к бегу его подталкивают внешние обстоятельства, как героев пьесы. Ни один из рассмотренных в пьесе вариантов не оказывается идеальным: ни убийства, ни болезнь, ни самоубийство, ни перемещения в пространстве. Пожалуй, сам автор выбирает единственный действенный способ — отойти от событий во времени, попытаться осмыслить их объективно.

     Одна из социальных проблем пьесы — объективность осмысления исторических событий, вопрос об истине, который был актуален для Булгакова на протяжении всего его творчества.

     Впервые в творчестве Булгакова поднимается проблема осмысления жертв, сопровождающих борьбу за любую идею, цены их крови и их жизней.

    Важнейшая проблема пьесы — проблема преступления и наказания. По Булгакову, любое преступление искупает раскаяние, готовность понести заслуженное наказание. Эта идея воплощена в образе Хлудова, которому после раскаяния перестает являться призрак Крапилина, им повешенного.

    В наше время пьеса экранизирована и имеет постановки в различных театрах страны. Познакомиться детально с бессмертными произведениями Михаила Афанасьевича Булгакова можно в анапских библиотеках.

Источники:

Сайт: ru.wikipedia.org, www.jiyuu.su

М.А. Булгаков «И судимы были мёртвые…», издание Школа-Пресс 1994г.

Подготовлено главным
 библиотекарем отдела компьютерных технологий
Центральной библиотеки г. Анапа  И.А. Павловой