preview

Рыцарь просвещения Платон Бекетов

       Изучая историю московского книгоиздательского дела начала XIX века, нельзя пройти мимо имени, известного лишь в кругу библиофилов и собирателей книг, - это Платон Петрович Бекетов.
       Известный коллекционер и издатель родился в Симбирске 11 ноября (по старому стилю) 1761 года. Вместе со своим двоюродным братом, баснописцем Дмитриевым, учился в Казани (1767—1768). Осенью 1773 года, в связи с тем, что к городу приближались восставшие казаки под предводительством Пугачева, семья Бекетовых переехала в Москву. Родители решили, что сын продолжит обучение в знаменитом московском пансионе Шадена, где Бекетов и познакомился с Н. Карамзиным. Окончив пансион, он некоторое время служил в Санкт-Петербурге, в 1798 году вышел в отставку в звании премьер-майора и поселился в Москве, в доме на Кузнецком мосту. Унаследованное от отца очень крупное состояние позволило Платону Петровичу всецело посвятить себя научным занятиям, собиранию исторических и художественных памятников. Он возобновил отношения с Карамзиным, стал ревностным собирателем славяно-русских рукописей и книг. Уже через год его библиотека насчитывала 2736 книг и 96 древних рукописей. В коллекции были также исторические документы и автографы.
       Главным же увлечением Бекетова стала иконография. Он не жалел «никаких издержек» на приобретение портретов известных россиян. Очень скоро у него собралось несколько сот гравюр и писанных маслом портретов. Чтобы сделать коллекцию более доступной для любителей русской старины, Платон Петрович организовал граверную мастерскую из своих крепостных. Возглавил ее Алексей Осипов — автор рисунков к старинной повести «Суд Шемякин» (М., 1794).
       Несмотря на недолгую, одиннадцатилетнюю, издательскую и типографскую деятельность, ученый и иконограф оставил яркий след в истории русского книжного дела. «Платон Петрович Бекетов был известен крайне добросовестным отношением к своему делу и своим разысканиям. Гравюры воспроизводились у него всегда с достоверных подлинников, гравированных или живописных, которые хранились в родовых собраниях наших предков и которые в большинстве случаев исчезли...», — писал во второй половине XIX века другой не менее известный коллекционер и большой знаток русской гравюры Дмитрий Ровинский. Бекетов был первым, кто стал систематически собирать и издавать в виде гравюр портреты русских деятелей. Он также был известен своими работами в области отечественной истории, литературы и археологии. Столь разносторонняя и выдающаяся деятельность позволяет Платону Петровичу Бекетову по праву занять одно из видных мест в истории русского просвещения.
       Источник https://antiqueland.ru
Подготовлено главным библиографом
 отдела обслуживания Центральной библиотеки г.Анапа
 Ю.В. Ковалевой