preview

Салават Юлаев –национальный герой башкирского народа

    Легендарное имя Салавата Юлаева - национального героя, борца за счастье народа, воина, соратника Емельяна Пугачёва, поэта, певца-импровизатора - заняло достойное место не только в истории, но и в искусстве, литературе, фольклоре. Его жизнь и творчество стали предметом многих исследований.

    Салават Юлаев родился в 1754 году в деревне Текеево Шайтан-Кудеевской волости Уфимской провинции Оренбургской губернии (ныне Салаватский район Башкортостана). Деревня Текеево до наших дней не сохранилась. В ходе подавления восстания Пугачёва её, как и многие другие деревни, население которых участвовало в восстании, сожгли регулярные части армии императрицы Екатерины Великой.

 Салават Юлаев происходил из потомственных тархан рода Шайтан-Кудей, в каждом поколении которого были тарханымуллыабызыбатыры. Его отец — волостной старшина Шайтан-Кудейской волости Сибирской даруги Юлай Азналин служил в Российской императорской армии: он регулярно участвовал в стычках с калмыцкими дорожными разбойниками, а также в 1772 году принимал участие в кампании против польских конфедератов в составе трёхтысячного отряда башкирской конницы, направленного в Польшу в помощь основным силам Русской армии под командованием А. В. Суворова. Храбрость, проявленная Юлаем Азналиным в сражениях, была отмечена воинскими наградами, ему также были дарованы земли и деревни в Оренбургской губернии.

 В 1768 году Оренбургский губернатор князь А. А. Путятин назначил Юлая Азналина волостным старшиной башкирской команды Шайтан-Кудейской волости Сибирской даруги Уфимской провинции. В ходе развития Оренбургской губернии началось активное строительство заводских производств и фабрик, что вызвало недовольство крестьян, нежелавших покидать уже обжитые земли. В 1773 году Юлай вступил в судебные тяжбы с купцом Я.Б. Твердышевым, который получил от губернской администрации землю под Симский завод, а также деревни, часть из которых ранее была жалована старшине Юлаю Азналину. Добиться в судебном порядке возвращения жалованных земель, изъятых и отданных братьям Твердышевым под Симский завод с нарушением юридических процедур, Юлаю не удалось. Когда Салават Юлаев вместе с отцом в Бердской крепости предстал перед Емельяном Пугачёвым, ему было 19 лет. С этого дня и до ареста, 25 ноября 1774 года (всего 1 год и 15 дней) он находился в центре событий Крестьянской войны. Сохранившиеся документы свидетельствуют о личном участии Салавата Юлаева в более чем двадцати сражениях. Не все 11 самостоятельных сражений с регулярными войсками завершались для Салавата победой, были и поражения, но, в отличие от большинства мятежных предводителей Крестьянской войны, Салавату около года удавалось не допустить полного разгрома своих войск. Ему многократно удавалось ускользать от столкновений с основными силами Царской армии и в кратчайшие сроки восстанавливать силы, с тем чтобы участвовать в новых сражениях.

      25 ноября 1774 года команда поручика В. Лесковского из корпуса генерала Ф. Ю. фон Фреймана, подкреплённая конными отрядами мишарских старшин Муксина и Зямгура Абдусалямовых, настигла в горах Каратау Салавата Юлаева с группой оставшихся с ним соратников и после короткой стычки взяла их живыми в плен. В это же время Юлай Азналин принёс повинную коллежскому советнику И. Л. Тимашеву и был взят под стражу.

        Ещё до его ареста жёны и дети Салавата Юлаева были схвачены и привезены в Уфу в качестве заложников. После пленения началось длительное следствие в Уфе, Казани, Москве, Оренбурге и снова в Уфе. По приговору от 15 июля 1775 года Салават Юлаев вместе с отцом Юлаем Азналиным был подвергнут наказанию кнутом и клеймению, как «тягчайший государственный преступник». 2 октября 1775 года, скованные по рукам и ногам Салават Юлаев и его отец на двух подводах под охраной отправлены на вечную каторгу в балтийскую крепость Рогервик (ныне город Палдиски в Эстонии). Здесь Салават Юлаев и его отец провели остаток своей жизни. Последнее документальное упоминание о Салавате Юлаеве датируется 1800 годом. До этого времени он пробыл в неволе 25 лет, умер он 26 сентября (8 октября) 1800 года.

    Салават Юлаев был известен в народе и как поэт-импровизатор. Салават пел в своих песнях о родных уральских просторах, о народе и его древних обычаях, о священной вере предков. Любовь к песне, к коню и отвага воина во все времена составляли неразделимую суть башкирского воина. Идеал башкирского народа тех веков — воин-певец.

Я гляжу на цепи гор в нашем благостном краю,

И, вбирая их простор,

Божью милость познаю.
Песней небо раскололось, соловей поёт в долу,

Как азан звенит твой голос, Богу вознося хвалу!
Не зовёт ли на молитву верных мусульман?

Провожает меня в битву мой Урал — родимый стан.

                                               (Салават Юлаев)

    Песни и стихи Салавата Юлаева в подлинниках не сохранились. Его личная подпись сохранилась на Пугачёвском манифесте и на нескольких подлинных документах из его походной канцелярии. Его поэзия— одно из редких проявлений дореволюционной башкирской литературы.

      В книгу «Легенды, предания» серии «Башкирское народное творчество» вошло более семидесяти две легенд и преданий, в которых повествуется о событиях, произошедших в жизни батыра с рождения и даже после его смерти.

        В 2004 г., к 250-летию со дня рождения Салавата Юлаева Институт истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН выпустил в свет уникальный труд – "Энциклопедию народного героя". В книге показана выдающаяся личность, соединившая в себе талант поэта и полководца, рассмотрен образ, созданный в произведениях фольклора, литературы, изобразительного и театрального искусств, музыки, кинематографии.

        В 2008 г. по проекту сотрудника института, известного башкирского фольклориста Ф. Надршиной увидела свет книга «Салават Юлаев в башкирском фольклоре» в двух томах, куда включены образцы преданий, легенд, песен, баитов и кубаиров.

        Можно предположить об исчезновении какой-то части и существовавших произведений, если учесть тот факт, что царское правительство запретило не только петь песни о Салавате, а даже произносить его имя. Но и через века, имя Салават Юлаев остается легендой,  символом любви к своей земле, знаменем ,которое гордо реет над головой народов.

         Две легенды о Салавате Юлаеве.

      Источник: ru.wikipedia.org, abzelil.com, askino.info, perevalnext.ru

 

Подготовлено главным библиотекарем отдела компьютерных технологийЦентральной библиотеки г. Анапа И.А. Павловой