Сегодня, 11 ноября, мы отмечаем день рождения Фёдора Михайловича Достоевского (1821—1881). Хотите заглянуть «через плечо» великому писателю и узнать, о чем рассказывают его рукописи?
Из ранних писем «брату и другу Мишеньке» мы узнаем, как глубоко мыслил будущий писатель уже в 16 лет: «Мне кажется, что мир наш — чистилище духов небесных, отуманенных грешною мыслию. Мне кажется, мир принял значенье отрицательное, и из высокой, изящной духовности вышла сатира».
У Достоевского множество разных почерков, буквально свой для каждой мысли. Письменные стили варьируются от едва читаемой скорописи, напоминающей колючую проволоку, до красивой, совершенной «каллиграфии». Интересно, что князя Мышкина писатель называет «художником почерка», способным выразить в начертании буквы характер человека.
«Красивый» каллиграфический почерк чаще всего встречается в подготовительных материалах к «Преступлению и наказанию», и особенно к романам «Идиот» и «Бесы».
Рукописи Достоевского украшены графическими элементами: они встречаются в среднем на каждой 34-й странице. Это лица, дубовые листочки, каллиграфия, а чаще всего — элементы готических зданий (например, стрельчатые окна).
В этом нет ничего таинственного: писатель закончил Главное инженерное училище, лучшее в России по военно-архитектурному профилю. Оба его младших брата, Андрей и Николай, стали архитекторами. Готический стиль был для него символом совершенной красоты и поэзией в камне. «Я все создаю сцену в соборе… Чтоб так и слышался пятнадцатый век», — говорит один из героев романа «Подросток».
Исследователи считают, что рукописи Достоевского можно рассматривать как единый последовательный черновик романов «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Дневник писателя» и «Братья Карамазовы».
Подготовлено главным библиографом отдела обслуживания Центральной библиотеки г. Анапа Ю.В. Ковалевой