preview

Филиал № 22: Год фольклора (2020). Что носили на Руси тысячу лет назад

 Говорят, новое — это хорошо забытое старое. Давайте заглянем в сундуки наших пра-пра-пра-бабушек — не пригодятся ли нам их дизайнерские идеи?
            Одежда в древности выполняла не только чисто утилитарную функцию, с нею было связано множество традиций. Уже в древнейший период (10—12 в.в.) в костюме русских женщин имелось разделение на нижнюю одежду и верхнее платье. Нательная одежда — «сорочица» делалась из льна, отбеленного и небеленого.
       Верхняя одежда была свободной и длинной. Состояла она из прямого, чаще подпоясанного, платья, дополненного накидкой-плащом, отделанным каймой. Плащи («хила» или «ризы») были из шелка. Одежда знатных женщин была многоцветной: синей, коричневой, зеленой, зелено-желтой. Самым любимым цве¬том в костюме всех сословий был красный, это цвет — «оберег».
Украшали одежду жемчугом и «аламоми» — серебряными и золотыми чеканными бляшками, отделывали вышивкой золотой нитью.
         В холодное время года женщины носили меха. Состоятельные, делали опушку платья из горностаевых шкурок, самые богатые могли позволить себе накладки из горностая до колена. Шились шубы из шкур росомахи, бобра, белки, соболя, лисы, носились с большой бережливостью и передавались от матери к дочери.
         Обязательным дополнением любого костюма был головной убор. Традиция покрывать голову шла от языческих времен, когда покрытая голова означала защиту женщины и ее близких от «злых сил». Женские волосы считались опасными для окружающих. Именно отсюда идет традиция православных женщин –не ходить в храм с непокрытой головой.
Головной убор соответствовал семейному и социальному положению древнерусских женщин. Девушки носили косу или распущенные волосы, макушка всегда была открыта. Девичьи головные уборы: венец (узкая полоска металла или материи, скрепленная на затылке), коруна (более сложно украшенный венчик). Самые древние — убрусы и повои — полностью закрывали голову. Позже поверх повоя стали надевать короны — кокошники или кики, зимой — шапку с меховым околышем. Передняя часть кики — очелье — украшалась жемчугом, шитьем или драгоценными камнями.

        Идеи русского костюма использовали модельеры 20 и 21 века
в начале 20 века французский дизайнер одежды Поль Пуаре был очарован русским великолепием, и мотивы русской народной одежды звучат в его моделях, представленных публике в 1910 - 1914 году в Париже.
       Начиная с 60-х годов в коллекциях русского модельера Вячеслава Зайцева постоянно присутствуют народные мотивы
    Модельеры различных домов моды И. Сен-Лоран, Карл Лагерфельд, Валентино , дом моды Шанель :создают коллекции, используя "русский стиль"
          Такова колдовская сила русского костюма.
 
В статье использованы материалы
https://yandex.ru/search/?text=%D1%81%D0%B0%D0%B9%D1%82+%D1%8D%D0%BA%D0%BE+%D0%B1%D1%8B%D1%82%D0%B8%D0%B5&lr=121519
 https://www.livemaster.ru/topic/1925503-russkij-kostyum-ot-istokov-k-sovremennosti