- Главная
- »
- Мир любимых книг
- »
- 2022 » Март » 30
- »
- ЦБ/АБ №1: Натуральная школа Дмитрия Григоровича
ЦБ/АБ №1: Натуральная школа Дмитрия Григоровича
Родился 19 (31) марта 1822 года в селе Черемшан (Никольское) Ставропольского уезда Симбирской губернии.
Его отец-дворянин был отставным гусаром и служил управляющим имением матери писателя В. А. Соллогуба; купил имение Дулебино в Каширском уезде Тульской губернии и стал помещиком. Мать — француженка Сидония де Вармон (фамилия по первому мужу; в России Сидония Петровна). Григорович лишился отца в 1830 и вырос на руках матери и бабушки, которые дали ему французское воспитание. Будучи наполовину французом, Григорович в ранней молодости недостаточно хорошо владел русским языком, долго говорил с французским акцентом.
В 8 лет его отвезли в Москву, где он учился в Московской гимназии (1831—1833) и пробыл около 3 лет во французском пансионе «Монигетти». По окончании его в 1836 поступил в Санкт-Петербургское инженерное училище, в котором проучился до 1840 года и познакомился с Ф. М. Достоевским, который пробудил в нём тягу к литературе. Склонности к военной карьере не имел; ушёл из училища после серьёзного проступка: на улице не отдал честь великому князю Михаилу Павловичу. Позже перевёлся в Академию художеств, где познакомился с Тарасом Шевченко.
В 1858—1859 годах Григорович по поручению морского министерства совершил путешествие вокруг Европы и описал его в ряде очерков, носящих общее заглавие «Корабль Ретвизан».
Первые литературные опыты Григоровича были очень слабы в художественном отношении. Около 1841 года он познакомился с Некрасовым, в то время издававшим различные сборники: юмористический альманах «Первое апреля», где появилось коллективное произведение трёх авторов: Григоровича, Достоевского и Некрасова «Как опасно предаваться честолюбивым снам» и его самостоятельное произведение «Штука полотна» (1846); «Физиология Петербурга», где был напечатан физиологический очерк «Петербургские шарманщики» (1845), которым он обратил на себя внимание Белинского. Григорович также публиковал небольшие очерки в «Литературной газете» и театральные фельетоны в «Северной пчеле».
Повести «Деревня» и «Антон-Горемыка» явили собой удачную попытку проникнуть во внутренний мир крестьянина, отмечены сочувствием к страдающему мужику. «Ни одна русская повесть, - писал В. Г. Белинский от «Антоне-Горемыке», - не производила на меня такого страшного, гнетущего, мучительного, удушающего впечатления…». Именно этого сострадания добивался Григорович. Его трагическому герою сочувствовала вся читающая Россия. «Антон-Горемыка» обеспечил славу его создателю. До появления этой повести Григорович воспринимался как рядовой представитель так называемой «натуральной школы». Сочувственное изображение «забитого» и бесправного существа, убогий быт, обездоленное детство, страдания ребенка – все эти мотивы определили тематику лучших произведений Григоровича, написанные в последующие годы, в особенности его повести «Гуттаперчеый мальчик», появившейся в 1883 году и сразу завоевавшей репутацию «маленького шедевра». Именно эта повесть ознаменовала собой возвращение Григоровича в литературу. Писатель с середины 1860-х годов, написав несколько неудачных произведений, он перестал печататься, полностью отдавшись увлечению изобразительным искусством. Григорович составил собственную, довольно значительную, художественную коллекцию, написал целый ряд критических статей об иностранной и русской живописи, многие годы занимал пост секретаря Общества поощрения художников. После почти двадцатилетнего перерыва стареющий писатель вновь вернулся в литературу. Повесть «Гуттаперчевый мальчик», ставшая классикой детской литературы, соединяет две разные эпохи литературной жизни России – 1840-е и 1880-е годы, время молодости и старости Григоровича, - выступая в качестве наглядного свидетельства приверженности русской литературы одним и тем же сквозным темам, прежде всего теме вины образованного сословия перед народом.
Произведения Дмитрия Васильевича несут особое значение для русской литературы. Сегодня они могут рассказать читателям о многих аспектах жизни того времени. Кроме того, Григорович является уникальным писателем – он был одним из немногих, кто мог изображать трогательность быта с легким юмором. Сегодня литературоведы говорят о том, что Дмитрий Григорович – это русский Чарльз Диккенс.
Трогательные и одновременно ироничные произведения писателя уже не пользуются сегодня такой известностью, однако для тех, кто хочет понять историю Российского государства, произведения Дмитрия Васильевича имеют немаловажное значение.
Его отец-дворянин был отставным гусаром и служил управляющим имением матери писателя В. А. Соллогуба; купил имение Дулебино в Каширском уезде Тульской губернии и стал помещиком. Мать — француженка Сидония де Вармон (фамилия по первому мужу; в России Сидония Петровна). Григорович лишился отца в 1830 и вырос на руках матери и бабушки, которые дали ему французское воспитание. Будучи наполовину французом, Григорович в ранней молодости недостаточно хорошо владел русским языком, долго говорил с французским акцентом.
В 8 лет его отвезли в Москву, где он учился в Московской гимназии (1831—1833) и пробыл около 3 лет во французском пансионе «Монигетти». По окончании его в 1836 поступил в Санкт-Петербургское инженерное училище, в котором проучился до 1840 года и познакомился с Ф. М. Достоевским, который пробудил в нём тягу к литературе. Склонности к военной карьере не имел; ушёл из училища после серьёзного проступка: на улице не отдал честь великому князю Михаилу Павловичу. Позже перевёлся в Академию художеств, где познакомился с Тарасом Шевченко.
В 1858—1859 годах Григорович по поручению морского министерства совершил путешествие вокруг Европы и описал его в ряде очерков, носящих общее заглавие «Корабль Ретвизан».
Первые литературные опыты Григоровича были очень слабы в художественном отношении. Около 1841 года он познакомился с Некрасовым, в то время издававшим различные сборники: юмористический альманах «Первое апреля», где появилось коллективное произведение трёх авторов: Григоровича, Достоевского и Некрасова «Как опасно предаваться честолюбивым снам» и его самостоятельное произведение «Штука полотна» (1846); «Физиология Петербурга», где был напечатан физиологический очерк «Петербургские шарманщики» (1845), которым он обратил на себя внимание Белинского. Григорович также публиковал небольшие очерки в «Литературной газете» и театральные фельетоны в «Северной пчеле».
Повести «Деревня» и «Антон-Горемыка» явили собой удачную попытку проникнуть во внутренний мир крестьянина, отмечены сочувствием к страдающему мужику. «Ни одна русская повесть, - писал В. Г. Белинский от «Антоне-Горемыке», - не производила на меня такого страшного, гнетущего, мучительного, удушающего впечатления…». Именно этого сострадания добивался Григорович. Его трагическому герою сочувствовала вся читающая Россия. «Антон-Горемыка» обеспечил славу его создателю. До появления этой повести Григорович воспринимался как рядовой представитель так называемой «натуральной школы». Сочувственное изображение «забитого» и бесправного существа, убогий быт, обездоленное детство, страдания ребенка – все эти мотивы определили тематику лучших произведений Григоровича, написанные в последующие годы, в особенности его повести «Гуттаперчеый мальчик», появившейся в 1883 году и сразу завоевавшей репутацию «маленького шедевра». Именно эта повесть ознаменовала собой возвращение Григоровича в литературу. Писатель с середины 1860-х годов, написав несколько неудачных произведений, он перестал печататься, полностью отдавшись увлечению изобразительным искусством. Григорович составил собственную, довольно значительную, художественную коллекцию, написал целый ряд критических статей об иностранной и русской живописи, многие годы занимал пост секретаря Общества поощрения художников. После почти двадцатилетнего перерыва стареющий писатель вновь вернулся в литературу. Повесть «Гуттаперчевый мальчик», ставшая классикой детской литературы, соединяет две разные эпохи литературной жизни России – 1840-е и 1880-е годы, время молодости и старости Григоровича, - выступая в качестве наглядного свидетельства приверженности русской литературы одним и тем же сквозным темам, прежде всего теме вины образованного сословия перед народом.
Произведения Дмитрия Васильевича несут особое значение для русской литературы. Сегодня они могут рассказать читателям о многих аспектах жизни того времени. Кроме того, Григорович является уникальным писателем – он был одним из немногих, кто мог изображать трогательность быта с легким юмором. Сегодня литературоведы говорят о том, что Дмитрий Григорович – это русский Чарльз Диккенс.
Трогательные и одновременно ироничные произведения писателя уже не пользуются сегодня такой известностью, однако для тех, кто хочет понять историю Российского государства, произведения Дмитрия Васильевича имеют немаловажное значение.
Ведущий библиотекарь АБ № 2 ЦБ
МБУК «Анапская ЦБС»
Сотникова И. В.
МБУК «Анапская ЦБС»
Сотникова И. В.