preview

ЦБ/Аб№2: Уроки правды В. Распутина

   Валентин Распутин вошёл в нашу литературу сразу, почти без разбега, как истинный мастер слова. Произведения Распутина значительны, а сам автор утверждает старинный русский повествовательный жанр – повесть. Чем и как повести Распутина достигли того, чего они достигли? Мы часто признаем в литературе хорошее, но не можем объяснить, почему это так. Из  разных впечатлений, чувств и переживаний, вызванных чтением распутинских повестей, определим главное – законченность его произведений. Дочитав его повесть, мы убеждаемся в том, что узнали о её героях всё сполна. Распутин не оставляет на читательское усмотрение ничего, всё решает сам. Тем самым он и достигает законченности своих повестей. Законченность сюжета, мысли, чувства, одним словом, художественная законченность.

     В повестях «Последний срок» и «Живи и помни» речь идёт о жизни  и смерти – или жив человек, или он вот сейчас умрёт, а какой-то третий вариант совершенно исключается. Многие писатели создавали картины смерти человека, но лишь немногие прослеживали её так же внимательно и последовательно на протяжении многих страниц, как это сделал  Распутин в «Последнем сроке». В повести «Живи и помни» Распутин пошёл в том же направлении и приводит к гибели главную героиню. Для литературы ли тема «жизни и смерти»? Когда литература касается этого сопоставления, она исполняет своё самое высокое назначение, когда же она ещё и справляется с этой задачей, она достигает своей проникновенности, своей законченности. Повести Валентина Распутина – это обращение гуманного писателя к гуманному читателю и обществу, которому есть дело до отдельной личности, до её переживаний, до её судьбы. Герои Распутина живут как будто бы только сами по себе, не касаясь проблем общечеловеческих, но в тоже время они человечны. Однако в «Прощании с Матёрой» Распутину уже и этого недостаточно, и вот он говорит: «Что должен чувствовать человек, ради которого жили поколения?..»

     В произведении очень просто, житейски речь идёт о человеке вообще. Здесь это общечеловеческое приходит к нам через мысль о прошлом – очень мало мы думаем о преемственности, о тех людях, которые жили когда-то ради нас. В «Прощании с Матёрой» уходит Матёра – остров на реке Ангара. Такова жизнь, её не бывает без потерь. И когда писатель говорит об этих потерях – это вовсе не пессимизм. Писатель говорит о том, что уходит навсегда, но говорит для тех, кто живёт сегодня и будет жить завтра, для человеческой души, для её обогащения. Потому что душевное богатство всегда дается и настоящим, и прошлым, и будущим – надеждой на будущее, а чем-нибудь только одним не даётся никогда.

Ведущий библиотекарь

МБУК «Анапская ЦБС»ЦБ  Абонемент № 2

 Сотникова И. В.