preview

ЦБ/Пр: Правовая страничка: Автолюбителю на заметку:Зачем теперь нужен техосмотр

22 августа вступил в силу закон, позволяющий оформить ОСАГО без диагностической карты. Операторы техосмотра констатируют, что в ближайшие полгода у большинства водителей не будет никакой мотивации проходить ТО. Однако уже с 1 марта 2022 года начнётся рассылка штрафов с камер за управление машиной, не прошедшей проверку.
В России вступили в силу новые правила техосмотра: из закона о безопасности дорожного движения исключена норма о необходимости его проведения для получения полиса ОСАГО. Речь идёт только об автомобилях, принадлежащим физическим лицам. По мнению авторов закона, такие изменения были необходимы для повышения доступности обязательной страховки.
В Российском союзе автостраховщиков отмечают, что не видят существенной зависимости между прохождением техосмотра и аварийностью. По статистике ГИБДД, из порядка 2 миллионов ДТП по причине технической неисправности автомобилей происходит всего 2 тысячи случаев. «И даже в этих случаях далеко не всегда доказано, что именно сама техническая неисправность привела к аварии, - уточнили в РСА. – Получается, что доля аварий по причине технической неисправности автомобиля в общей массе – менее 0,1%».
Представители страховых компаний считают, что теперь водителям станет проще оформить ОСАГО, ведь прохождение техосмотра не будет привязано к дате оформления полиса. Это логичный шаг, так как взаимосвязь между ТО и ОСАГО отсутствует.
Для покупки полиса ОСАГО после вступивших в силу изменений потребуется следующие документы:
  • заявление о заключении договора;
  • паспорт;
  • документы на транспортное средство;
  • водительское удостоверение;
  • договор купли-продажи – если автомобиль только что приобретён.
Сама проверка остаётся обязательной. Более того, как напомнили в РСА, с 1 марта 2022 года вступит в силу новая редакция КоАП. Согласно поправкам, за отсутствие техосмотра автомобилистам будет грозить штраф в 2 тысячи рублей. Планируется, что такое нарушение будут фиксировать дорожные камеры: в случае отсутствия страховки, водители будут раз в сутки получать такие постановления.
Такой штраф, по мнению РСА, и станет стимулом для водителей обязательно приезжать на станции техосмотра. При этом ГИБДД говорят, что сейчас у них нет никаких оснований для проверки наличия диагностических карт. Теоретически и сейчас автомобилисту могут выписать штраф 500-800 рублей за отсутствие актуальной диагностической карты – такие нормы содержатся в части 1 ст. 12.1 «Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке», –  однако на деле такая мера практически не работает.
«У нас нет, даже юридического основания проверить техосмотр у обычного водителя – физлица. Есть строго установленный перечень документов, которые должен показать водитель инспектору ГИБДД, и техосмотра там нет. У таксистов, у разных юридических лиц мы можем проверить, а у физлиц – нет», говорят инспекторы.
Между тем автомобилистам без техосмотра могут грозить и более серьёзные проблемы, чем штраф 2 тысячи рублей. Как предупреждают в РСА, если ДТП случится из-за технической неисправности автомобиля виновника аварии и у этого виновника не окажется актуальной диагностической карты, к нему может быть применён регресс со стороны страховой компании. Это означает, что страховщик покроет весь причинённый потерпевшей стороне регресс, в пределах 400 тысяч рублей по «железу» или же 2,5 миллиона рублей, положенных за ущерб, причинённый жизни и здоровью. Однако потом эти суммы страховщик в судебном порядке будет взыскивать со своего клиент.
«Страховые компании имеют право предъявления регрессного требования, если автовладелец не исполнил свою обязанность пройти обязательный техосмотр и стал виновником аварии, – пояснил в СК «Росгосстрах». – Решение о целесообразности выставления регресса каждый страховщик принимает самостоятельно, руководствуясь экономической эффективностью такого действия, предполагающего необходимость проведения технических экспертиз и ряда юридических действий, в том числе и обращения в суд».
Сохраняется также обязанность предъявлять карту в ГИБДД, при изменениях конструкции автомобиля, например, при переводе двигателя на газ или при установке различного оборудования для внедорожной езды.

По материалу  autonews.ru
Заведующий сектором правовой информации отдела обслуживания Центральной библиотеки МБУК "Анапская ЦБС" Н.П. Плетухина