- Главная
- »
- Правовая и финансовая грамотность
- »
- 2023 » Май » 2
- »
- Услуги ЖКХ: как разобраться в квитанции
Услуги ЖКХ: как разобраться в квитанции
Примерная форма платёжки утверждена Минстроем РФ. Внешне платёжки могут отличаться, но набор информации является обязательным для всех.
Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 26.01.2018г. №43/пр «Об утверждении примерной формы платёжного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг».
Кроме единой платёжки могут формироваться отдельные квитанции от поставщиков услуг, которые обеспечивают дома электроэнергией, теплом, водой или газом. Такое возможно, только если управляющая компания (УК) не включает их оплату в единую квитанцию. Никаких двойных платежей быть не должно!
Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 26.01.2018г. №43/пр «Об утверждении примерной формы платёжного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг».
Кроме единой платёжки могут формироваться отдельные квитанции от поставщиков услуг, которые обеспечивают дома электроэнергией, теплом, водой или газом. Такое возможно, только если управляющая компания (УК) не включает их оплату в единую квитанцию. Никаких двойных платежей быть не должно!
Обязательные сведения
О потребителе: ФИО, адрес, площадь жилого помещения, количество проживающих.
Об исполнителе: наименование, адрес, телефон, адрес сайта и электронной почты, режим работы.
Обязательно должен быть номер единого лицевого счёта, идентификатор платёжного документа и указание на месяц, за который выставлен счёт.
Площадь жилья важна при расчёте платы. Её учитывают, когда считают плату за содержание и ремонт дома, а также за ресурсы, затраченные на содержание общедомового имущества. Проверьте, чтобы площадь была верной.
Об исполнителе: наименование, адрес, телефон, адрес сайта и электронной почты, режим работы.
Обязательно должен быть номер единого лицевого счёта, идентификатор платёжного документа и указание на месяц, за который выставлен счёт.
Площадь жилья важна при расчёте платы. Её учитывают, когда считают плату за содержание и ремонт дома, а также за ресурсы, затраченные на содержание общедомового имущества. Проверьте, чтобы площадь была верной.
Счётчики
В платёжке должны быть показания приборов учёта по каждому виду коммунальной услуги за предыдущий месяц. А сведения за текущий месяц должен предоставлять потребитель.
Срок, до которого нужно передать показания, устанавливается договором с УК. Обычно это 10-е число каждого месяца, но бывают и другие сроки. УК обязана не реже 1 раза в квартал напоминать в платёжке об этом сроке.
Срок, до которого нужно передать показания, устанавливается договором с УК. Обычно это 10-е число каждого месяца, но бывают и другие сроки. УК обязана не реже 1 раза в квартал напоминать в платёжке об этом сроке.
Расчёт платежей
Обычно в платёжках эта информация представлена в виде таблицы.
- Плата за коммунальные услуги, потреблённые в квартире.
Это отопление, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, обращение с твёрдыми коммунальными отходами.
- Плата за содержание общего имущества, в том числе за коммунальные ресурсы, использованные на эти цели.
Это все работы по поддержанию дома в хорошем состоянии – уборка в подъездах и во дворе, осмотры инженерных коммуникаций, замена лампочек в подъездах, плата за управление домом и другое. Сюда же относится и текущий ремонт общего имущества, в ходе которого, например, красят стены в подъезде.
В квитанции также должна быть указана плата за коммунальные ресурсы, использованные на общедомовые цели (это освещение лестничных клеток, энергия для работы лифтов, тепловых завес, вода для уборки подъездов и т. п.).
В квитанции также должна быть указана плата за коммунальные ресурсы, использованные на общедомовые цели (это освещение лестничных клеток, энергия для работы лифтов, тепловых завес, вода для уборки подъездов и т. п.).
- Взнос на капитальный ремонт.
Его платят собственники, нанимателям этот взнос не выставляют. Но наниматели платят за наём.
- Дополнительные услуги.
Если в доме есть дополнительные платные услуги, они могут быть вынесены отдельным блоком (домофон, услуги консьержа, охрана, кабельное телевидение и т. д.). Главное, чтобы плата за них не дублировалась в строке за содержание общего имущества!
ВАЖНО!
По каждой строке должно быть указаны объёмы, тарифы, льготы и субсидии, повышающие коэффициенты (если нет счётчиков), задолженности, переплаты, пени.
Что считается общим имуществом
- Межквартирные лестничные площадки.
- Лестницы и коридоры.
- Лифы, лифтовые и иные шахты.
- Чердаки, подвалы, крыши.
- Механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование в доме, которое обслуживает более одного помещения.
- Земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Аббревиатуры
Для экономии места в квитанции указывают аббревиатуры. А расшифровку часто не пишут.
Вот самые распространённые сокращения.
Вот самые распространённые сокращения.
- АППЗ – автоматизированная противопожарная защита.
- ГВС/ХВС – горячее и холодное водоснабжение.
- ИПУ – индивидуальный прибор учёта.
- МКД – многоквартирный дом.
- МОП – места общего пользования.
- ОДПУ – общедомовой прибор учёта.
- ПЗУ – переговорно-замочное устройство (домофон).
- СОИ – содержание общего имущества.
- ТКО – твёрдые коммунальные отходы.
- ТО – техническое обслуживание.
Количество жильцов
Если в квартире стоят счётчики, плата за коммунальные услуги начисляется по их показаниям.
Если счётчиков нет – по нормативам, в зависимости от количества жильцов.
В пустующей квартире, где стоят счётчики, плата за коммунальные услуги будет нулевой. Нет показаний – нет начисления.
А если в пустой квартире счётчиков нет, плата будет начисляется по нормативам, исходя из количества собственников. Чем больше собственников, тем больше плата.
Для потребителей, которые не установили приборы учёта (при наличии на то технической возможности), применяется повышающий коэффициент к нормативу.
Если счётчиков нет – по нормативам, в зависимости от количества жильцов.
В пустующей квартире, где стоят счётчики, плата за коммунальные услуги будет нулевой. Нет показаний – нет начисления.
А если в пустой квартире счётчиков нет, плата будет начисляется по нормативам, исходя из количества собственников. Чем больше собственников, тем больше плата.
Для потребителей, которые не установили приборы учёта (при наличии на то технической возможности), применяется повышающий коэффициент к нормативу.
Льготы и субсидии
Льготы и субсидии на оплату коммунальных услуг – это принципиально разные вещи.
Льготы предоставляют тем, кто имеет специальный статус: инвалидам, ветеранам, многодетным и т. д.
А субсидии дают при условии, что оплата коммунальных услуг отнимает существенную часть бюджета семьи. Предел зависит от региона. Обычно субсидии полагаются, если на оплату жилья семья тратит более 20% от своего среднего дохода.
Льготы предоставляют тем, кто имеет специальный статус: инвалидам, ветеранам, многодетным и т. д.
А субсидии дают при условии, что оплата коммунальных услуг отнимает существенную часть бюджета семьи. Предел зависит от региона. Обычно субсидии полагаются, если на оплату жилья семья тратит более 20% от своего среднего дохода.
Справочная информация
В платёжке должны быть указаны такие сведения:
- нормативы потребления коммунальных услуг;
- суммарный объём коммунальных ресурсов в доме;
- предельный максимальный индекс изменения размеры платы, установленный в муниципальном образовании, и др.
Норматив и тариф
Важно понимать разницу.
Норматив предусматривает, сколько ресурса может потребить один человек. Это объём ресурса, а не его цена. То есть своего рода замена показаний счётчиков для тех, у кого нет прибора учёта. Часто норматив бывает сильно выше, чем реальное потребление по счётчикам.
Тариф – цена, по которой делают расчёт за ту или иную коммунальную услугу.
Норматив предусматривает, сколько ресурса может потребить один человек. Это объём ресурса, а не его цена. То есть своего рода замена показаний счётчиков для тех, у кого нет прибора учёта. Часто норматив бывает сильно выше, чем реальное потребление по счётчикам.
Тариф – цена, по которой делают расчёт за ту или иную коммунальную услугу.
Рассрочка платежа
Если у потребителя установлена рассрочка оплаты, это должно быть отраженно в его квитанции. Здесь будет указанно, какую плату берут и какие начисляют проценты за рассрочку.
Получить рассрочку можно:
Получить рассрочку можно:
- если плата за какую-то коммунальную услугу выросла на 25% или более по сравнению с тем же месяцем прошлого года; правда, УК может брать за рассрочку проценты;
- по соглашению между потребителем и УК для погашения задолженности; условия такой рассрочки оговариваются между должником и УК.
Сведения о перерасчётах
Это, например, сведения об уменьшении платы за некачественную услугу, о доначислении платы за проживание временного жильца, о перерасчёте за период отсутствия (его дают, когда нет технической возможности поставить счётчик) и др.
Фальшивая платёжка
В последнее время много случаев, когда жильцы из почтового ящика достают квитанцию от мошенников. Не подозревающие подвоха люди оплачивают эти фальшивки и, бывает, даже платят по ним несколько месяцев.
Как распознать подлог:
- в фиктивных платёжках часто нет ФИО жильца. Площадь квартиры тоже обычно отсутствует или не совпадает с реальной;
- в платёжке нет идентификаторов платёжного документа и единого лицевого счёта;
- более низкая в сравнении с обычной стоимость услуг тоже должна насторожить. Мошенники рассчитывают, что жильцы увидят небольшую сумму и сразу заплатят. Всегда ориентируйтесь на привычную сумму;
- мошенники могут идти на разные хитрости – например, вытаскивать оригинальную платёжку и брать из неё сведения. Поэтому в худшем случае в поддельном документе будет вся информация о потребителе. Тогда единственный критерий, по которому можно распознать подделку, – реквизиты получателя платежа. Мошенники указывают свои реквизиты, по которым деньги перечисляются на их счёт, не попадая в истинную компанию.
Где получить квитанцию
Платёжку можно получить в бумажном виде в почтовый ящик, на электронную почту, через сайт государственной информационной системы (ГИС) ЖКХ, на портале Госуслуг в разделе «Оплата ЖКХ», а также на сайте или в мобильном приложении УК.
Чтобы изменить форму платёжек с бумажных на электронные, УК должна инициировать собрание собственников и вынести этот вопрос на обсуждение. Там можно выбрать варианты удобные для всех. Если часть жильцов не сможет отказаться от бумажных документов, должны оставить оба формата.
Определение Верховного суда РФ от 9 марта 2022 года №308-ЭС21-25003 по делу №А63-13135/2020
По материалам газеты «Народный совет»
Чтобы изменить форму платёжек с бумажных на электронные, УК должна инициировать собрание собственников и вынести этот вопрос на обсуждение. Там можно выбрать варианты удобные для всех. Если часть жильцов не сможет отказаться от бумажных документов, должны оставить оба формата.
Определение Верховного суда РФ от 9 марта 2022 года №308-ЭС21-25003 по делу №А63-13135/2020
По материалам газеты «Народный совет»
Подготовлено заведующим сектором правовой информации отдела обслуживания Центральной библиотеки г. Анапа Н.П. Плетухиной