preview

ЦБ/ОО: Я не пишу, а делаю…

   О знаменитом авиаконструкторе  А.Н. Туполеве
Андрей Николаевич Туполев родился 29 октября 1888-го года в многодетной семье в деревне Пустомазово, современной Тверской области. Его мама, Анна Васильевна, была дочерью судебного следователя из Тифлиса. Она была хорошо образована, знала несколько языков, прекрасно играла на рояле, занималась всем домашним хозяйством и самостоятельно дала детям начальное образование. Отец, Николай Иванович Туполев, был из сибирских казаков, родом из Сургута. Трудился нотариусом окружного суда.
   Чтобы дать детям настоящее образование, семья перебралась из Пустомазова в Тверь, где Андрей Николаевич поступил в местную гимназию. Именно там, на уроках труда, Туполев открыл в себе талант конструктора: юношеские столярные работы, которые он мастерил на уроках, практически всегда попадали на школьные выставки. В 1908 году Туполев подал документы в ИМТУ и уехал учиться в Москву. 
    Судьбоносное событие в дальнейшей жизни Андрея Николаевича произошло в октябре 1909-го года когда лекции по воздухоплаванию в ИМТУ стал читать Н.Е. Жуковский, который также возглавил Воздухоплавательный кружок, образованный по инициативе студентов. Спустя всего четыре месяца Андрей Туполев стал одним из самых активных студентов кружка, но занятия неожиданно оборвались на последнем курсе института: Туполев был сочтен «неблагонадежным», отчислен и взят под следствие. После освобождения Андрею Николаевичу пришлось уехать в деревню, и прожить там целый год.
    Учебу Туполев смог продолжить только в 1913г. В 1916 году Андрей Николаевич организует при поддержке военных ведомств авиаконструкторское бюро (разработаны аэроплан«Анатра» и истребитель братьев Косяненко).
 Следующим этапом становится 1918 год, при поддержке В.И. Ленина организуется ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт). ЦАГИ возглавил Жуковский, Туполев становится начальником авиационного отдела. После того, как Николай Жуковский скончался, Туполев возглавил институт, и поставил себе целью создать в стране авиационную промышленность. Уже в 1923 году Андрей Николаевич создал свою первую машину: легкий самолет смешанной конструкции АНТ-1. А первой «звездой» конструктора, не имеющей мировых аналогов стал АНТ-4 (ТБ-1), советский бомбардировщик-моноплан, получивший название «Страна Советов». Именно АНТ-4 снимал с льдины экипаж челюскинцев.
     Андрей Николаевич Туполев совершил настоящий переворот в отечественном авиастроении. Каждый новый свой самолет он создавал на основе прежних, брав за основу лучшие качества, и включая минимальный объем экспериментальных технологий. Именно Туполев первым оценил по достоинству все возможности ЭВМ, и создал один из первых вычислительных центров в стране.
    Под руководством Туполева было создано около 50 оригинальных самолетов, на которых было совершено почти сто мировых рекордов скорости, грузоподъемности и дальности перелета. Именно на его самолете совершил свой уникальный перелет Валерий Чкалов. В 1954 году Туполев создал ТУ-114, самолет-легенду, который не имел аналогов по экономической эффективности и надежности, и стал лидером мировой гражданской авиации. А в 1955 году совершил свой первый полет первый советский реактивный гражданский самолёт — Ту-104.

Смотреть фото на сайте Культура 23


Подготовлено ведущим библиотекарем отдела краеведения 
ЦБ МБУК «Анапская ЦБС» Селеменевым Д.С