preview

Эпос народов мира: "Энума Элиш" - "Когда вверху"

 " Энума Элиш" - вавилонская эпическая поэма о небесной битве и сотворении мира (названная, по первым словам, «Когда вверху»). Она была обнаружена английским археологом Остином Генри Лейардом в 1849 году (в фрагментарном виде) в разрушенной библиотеке в Ниневии (Мосул, Ирак). Вариант мифа был впервые опубликован английским ассириологом Джорджем Смитом в 1876 году; активные исследования и дальнейшие раскопки привели к почти полному завершению текстов и улучшению перевода.

      Этот письменный памятник, очень грандиозный и важный. Так как – это очень древняя поэма, которая приблизительно в середине 2‑го тысячелетия была записана по-аккадски, но существовала и в более ранние времена. Поэма делится на 2 части.

1. В первой части повествуется о происхождении Вселенной и основных черт Вселенной;

2. Вторая часть об установлении земного порядка и назначении разных предметов на земле.

      Поэма начинается с описания Вселенной, какой она была в начале:

«Когда вверху небеса именованы не были,

А название суши внизу еще не мыслилось,

Тогда лишь первородный Апсу, их сотворитель,

И Мумму, и Тиамат, та, что всем дала порождение,

Воедино свои смешивали воды.

Когда не было никакого болота,

Островка никакого еще не возникло,

Когда ни один из богов еще не создался,

Ничто по имени не было названо,

Никому не был присужден жребий,

Тогда сотворились внутри них боги».

        Это описание представляет древнейшее состояние Вселенной в виде водного хаоса. Этот хаос состоял из трех, сплетенных вместе элементов:

1. Апсу (пресные воды),

2. Тиамат (море),

3. Муvмму. Предполагается, что он олицетворяет гряды облаков или тумана, т.е. третий вид воды.

Эти три типа воды были смешаны в огромную неопределенную массу - «воедино свои смешивали воды», и не возникало никакой еще мысли ни о небе, ни о земле, т.е. ни о чем еще речи не было, и не было ещё и богов даже, только эти обожествленные стихии.

Тогда среди этого водного хаоса возникают 2 бога, которые называются:

1. Лаvхму

2. Лахаvму.

Они, видимо, олицетворяют первичный ил, осаждавшийся в водах.

От этих двух происходят другие 2 бога, которые называются:

1. Аншар

2. Кишар.

Это два аспекта горизонта. Аншар - это окружность, охватывающая небо, потому что небо по-шумерски «Ан», а земля «Ки», поэтому «Кишар» - это земной горизонт. Но самих еще неба и земли нет, только еще эти предпосылки их возникновения, названные горизонтом.

Эти Аншар и Кишар порождают бога неба Ану и бога пресной воды Энки:

«Создались Лаvхму и Лахаvму,

Наречены они именем были.

Год за годом мужали они, возрастая,

Аншар и Кишар затем были созданы,

Превосходны над теми»

И далее говорится, что создались небо и земля: Ану и Энки (Энки - это бог пресной воды и одновременно земли или сама земля).

         С рождением этих богов в мире возникло новое начало - движение, активность. И эти новые существа резко противопоставляются первичным силам хаоса, и возникает конфликт между древними стихиями и возникшими богами. Апсу говорит о том, что нужно этих богов уничтожить. Эта новость ошеломляет богов, описывается, что они бесцельно мечутся, затем успокаиваются, бесцельно сидят и не знают, как им быть. Тогда они в собрании богов решают поручить их защиту богу Маvрдуку (Мардук - верховный бог Вавилона).

        Мардук выступает на бой с Тиамат, убивает ее, разрубает на две части и из одной части делает твердое небо, чтобы оно не пропускало верхнюю воду, а из нижней части делает землю. На небе он устанавливает звезды и светила и устанавливает календарь, который необходимо отсчитывать по этим светилам (т.е. начинает заниматься мироустройством).

        Эта поэма выдержана в мифологических тонах, где все стихии персонифицируются , но представление о творении мира, где имеется твердое небо и земля, светила и прочее устройство, всё это постепенно перешло в мировоззрение вообще ближневосточных людей и попало на страницы Библии. В Библии (еврейский текст) вы даже найдете Тиамат, потому что «бездна», по-еврейски звучит «teomovt». Последовательность семидневного творения тоже подобна тому, какая описана в поэме.

Библия: созданы сначала небо и земля, а в последующих стихах снова упоминается о творении уже видимого неба и земли посреди воды и да отделяет воду от воды.

Поэма: сначала Ан и Ки, а потом в вещественном виде твердь посреди воды, чтобы держала верхние воды.

Библия: светила созданы для дней, месяцев и годов, т.е. для календаря.

Поэма: Мардук тоже устанавливает светила и календарь.

     Завершается все творением человека. В вавилонской поэме человек тоже двусоставен - замешан на крови бога, в нем есть божественная искра, кровь в нем божественного происхождения. В Ветхом Завете уже всех этих мифологизмов нет: создается человек из праха земного, и вдувается дыхание жизни, и стал человек душею живою.

      Но некоторые отзвуки тоже имеются, потому что еврейское слово nephesh[3] - «душа» в древности ассоциировалась с кровью, поэтому из книги Левит, что нельзя употреблять кровь, ибо душа животного в крови его.

       Далее:

«На крови его замешали они человека,

Божие бремя Энки дал человеку,

Богам от бремени дал свободу.

Непостижимо это деяние для разума человеков -

По искусному замыслу Мардука сотворил это Энки».

Древние тоже недоумевали относительно того, что такое человек: «Непостижимо это деяние».

        Подмена Мардука Ашшуром в качестве героя и центральной фигуры рассказа, по-видимому, была не единственной и не первой из сделанных замен. В поздней версии с Мардуком в качестве героя, несомненно, предшествует еще более ранняя версия, в которой центральную роль играл не Мардук, а Энлиль из Ниппура. Представляется, что первоначальным героем повествования был Энлиль, замененный Мардуком при сочинении наиболее ранней из известных нам версий около середины II тысячелетия до н. э. Как далеко уходит в прошлое сам этот миф, сказать трудно. Он содержит материал и отражает представления, уходящие в глубь III тысячелетия до н. э.

      Источник:

Сайт: ml.volny.edy "Шумерские мифы"

 

Подготовлено главным
 библиотекарем отдела компьютерных технологий
Центральной библиотеки г. Анапа И.А. Павловой