preview

Лев Семенович Выготский -основатель педологии и коррекционной педагогики

Имя Льва Выготского (17 ноября 1896 – 11 июня 1934) знакомо всем педагогам, психологам, культурологам и лингвистам вне зависимости от уровня образования и места рождения. Этот известный советский психолог связал две отрасли науки – психологию и педагогику, на десятилетия опередив свое время.

    Родина Льва Семёновича - Белоруссия, город Орша. Выготский родился в еврейской многодетной семье. Вместе со всеми своими братьями и сёстрами он получал домашнее обучение. Педагогом у ребят был Соломон Апшиза, практиковавший метод обучения греческого философа Сократа, и был известен тем, что поддерживал идеи социал-демократов и имел революционные взгляды. Мировоззрение его преподавателя, и прогрессивные убеждения многих родственников Льва Семёновича, повлияли на его характер мальчика, и сыграли огромную роль при выборе будущей профессии и взглядов на жизнь.

     В 1913 году получив среднее образование Лев Выготский, решает продолжить обучение. Он легко сдаёт вступительные испытания в Императорский Московский университет. В этом ему помогло знание языков. Юноша уверенно владел древнегреческим, латинским, английским и эсперанто. Но перед молодым человеком стал выбор факультета, он хотел стать и юристом, и культурологом и так же его привлекало врачебное дело.

     Но всё же после нескольких переводов и метаний он оканчивает историко-философский факультет, но уже в высшем учебном заведении им. А. Л. Шинявского. После окончания учёбы Выготский начинает свою преподавательскую деятельность, параллельно он пишет статьи для журналов.

      Л.С.Выготский является основателем марксистской исследовательской традиции изучения высших психологических функций и построения авангардной футуристической науки о «новом человеке» коммунистического будущего и новой психологической теории сознания.

     Процесс исследований, привел к появлению двух новых направлений: педологии и коррекционной педагогики, ученый пришел к необходимости научного подхода к вопросам процессов развития ребенка и воспитания. По мнению ученого, педагог должен строить свою работу с опорой на научные достижения и обязательно – на психологическую науку. Ученый пришел к выводу, что воспитание – это не приспособление ребенка к среде, а процесс формирования личности, смотрящей вперед – за границы этой среды. Ведь только личная деятельность ребенка может стать основой воспитания, но никак не навязанная извне.

      Родоначальник культурно-исторической теории, Лев Семенович Выготский организовал сообщество, которое исследовало новые педагогические направления. Эти исследования связаны с когнитивным развитием детей. Написанная им книга «Психология искусства», основанная на его практике рассказывает о новой теории и прогрессивной технологии в психологии.

     Выготский прожил 37 лет. У него был туберкулёз, которым он заболел в молодости и с которым безуспешно боролся. Когда весной 1934 года из-за очередного приступа болезни его отвезли в санаторий в Серебряный бор, он взял с собой только одну книгу — шекспировского «Гамлета». В своей работе о «Гамлете» он ещё в юности написал: «Не решимость, а готовность — таково состояние Гамлета». Медсестра, лечившая Выготского, вспоминает, что его последние слова были: «Я готов».

      Урна с прахом Л. С. Выготского была захоронена на Новодевичьем кладбище.

Научные труды Л.С.Выготского


Источник: biographe.ru, rosuchebnik.ru, ru.wikipedia.org

 Подготовлено главным
 библиотекарем отдела компьютерных технологий
Центральной библиотеки г. Анапа И.А. Павловой