preview

Остров Аксенов

    Представитель поколения шестидесятников, Василий Аксёнов родился 20 августа 1932 года в Казани в семье партийных работников. Отец, Павел Васильевич, был председателем Казанского горсовета и членом бюро Татарского обкома КПСС. Мать, Евгения Соломоновна Гинзбург, работала преподавателем в Казанском педагогическом институте, затем — заведующей отделом культуры газеты «Красная Татария». В 1937 году, когда Василию Аксёнову не было ещё и пяти лет, оба родителя были арестованы и осуждены на 10 лет тюрьмы и лагерей. Мальчик был принудительно отправлен в детский дом для детей заключённых.
В 1948 году его мать Евгения Гинзбург, выйдя из лагеря и проживая в ссылке в Магадане, добилась разрешения на приезд сына к ней на Колыму. Встречу с Васей Евгения Гинзбург впоследствии описала в книге «Крутой маршрут» – одной из первых книг-мемуаров об эпохе сталинских репрессий и лагерей, рассказавшей о своих восемнадцати годах, проведённых автором в тюрьме, колымских лагерях и ссылке. А спустя много лет, в 1975 году, Василий Аксёнов описал свою магаданскую юность в автобиографическом романе «Ожог».
   В 1956 г. Аксёнов закончил Ленинградский медицинский институт, до 1960 г. работал врачом в больницах. Был консультантом в Московском научно-исследовательском институте туберкулёза. С 1960 года Василий Аксёнов — профессиональный литератор. Известность писателю принесла повесть «Коллеги», получившая также воплощение на сцене и на экране. Вышел одноименный фильм с Василием Борисовичем Ливановым, Василием Лановым, Олегом Ануфриевым в главных ролях, что способствовало росту популярности молодого автора. Вслед за нею появившиеся повести «Звездный билет» и «Апельсины из Марокко», роман «Пора, мой друг, пора» упрочили за Аксеновым славу одного из лидеров «молодой прозы», заявившей о себе на рубеже 1950-60-х гг. Аксёнова часто печатают в журнале «Юность». В течение нескольких лет он является членом редколлегии журнала. Пишет приключенческую дилогию для детей: «Мой дедушка — памятник» и «Сундучок, в котором что-то стучит».
    Произведения Аксёнова вызывали в критике бурную полемику, так как в них заострялось внимание на проблемах периода «оттепели» и прежде всего — на извечном конфликте поколений, который обретал особенно резкие формы в условиях характерного для того времени процесса отрицания тоталитарного прошлого. Высказывания писателя об абсурдности советской действительности, определение её как помойной ямы, не могли не вызвать неприятия со стороны властных структур.
    В 1970-е годы, после окончания «оттепели», произведения Аксёнова перестают публиковаться на родине. Романы «Ожог» и «Остров Крым» с самого начала создавались автором без расчёта на публикацию и распространялись по известному тогда термину самиздат «под полой». В это время критика в адрес Аксёнова и его произведений становилась всё более резкой: снова употреблялись такие эпитеты, как «несоветский» и «ненародный». Положение писателя осложнил и тот факт, что его книги стали печататься за рубежом, прежде всего в США. А в 1978 году В. Аксёнов совместно с Андреем Битовым, Виктором Ерофеевым, Фазилем Искандером, Евгением Поповым и Беллой Ахмадулиной стал организатором и автором бесцензурного альманаха «Метрополь», так и не изданного в советской подцензурной печати. Альманах был издан в США. Все участники альманаха подверглись «проработкам». В знак протеста против последовавшего за этим исключения Попова и Ерофеева из Союза писателей СССР в декабре 1979 года, Аксёнов заявил о своём выходе из Союза писателей. История альманаха изложена в романе с ключом «Скажи изюм».
     22 июля 1980 г. Василий Аксёнов эмигрировал в США и вскоре был лишен советского гражданства. В Вашингтоне выходят написанные им в России, но впервые публикуемые лишь после отъезда писателя в Америку романы «Ожог», «Остров Крым», «Золотая наша железка», «Бумажный пейзаж», «Право на остров», «Скажи изюм», «В поисках грустного бэби».
В 1993-1994 гг. в России была опубликована его «Московская сага» в трех книгах.
Вскоре после переезда в США Аксенов начинает преподавать русскую литературу в одном из вашингтонских университетов. С 1981 года Василий Аксёнов — профессор русской литературы в различных университетах США.
     В 2004 году в журнале «Октябрь» был опубликован роман «Вольтерьянцы и вольтерьянки», который удостоился Букеровской премии России. В 2005 году Василий Аксёнов был удостоен ордена Искусств и литературы.
      После возвращения в 1990 г. гражданства на родине, Аксенов часто приезжал в Россию, его произведения стали печататься. Вышло собрание его сочинений. Большими тиражами стали выходить его книги «Негатив положительного героя», «Редкие земли», «Новый сладостный стиль», «Катапульта», «Кесарево сечение» и другие.
       Уехав из России, Аксенов оставался писателем истинно русским. И его герои – жители русской планеты с их мечтаниями, желаниями, маленькими радостями и тревогами.
     В октябре 2009 года был издан последний законченный роман Василия Аксёнова — «Таинственная страсть. Роман о шестидесятниках», отдельные главы которого публиковались в 2008 году в журнале «Коллекция каравана историй». Роман автобиографичен, а его главными героями стали кумиры советской литературы и искусства 1960-х: Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Булат Окуджава, Андрей Тарковский, Владимир Высоцкий, Эрнст Неизвестный, Марлен Хуциев и другие. Для того, чтобы сюжет не выглядел мемуарным, автор дал персонажам романа вымышленные имена.
     В 2016 году на экраны вышел сериал «Таинственная страсть» – экранизация этого романа. Сериал вызвал ностальгическую грусть о сложном, но самом творческом периоде истории нашей страны: по полным залам поэтических встреч, по горящим глазам самих поэтов и писателей, по искреннему вдохновению аудиторий.
    Яростное неприятие тоталитарного режима проявляется в трилогии «Московская сага». И это закономерно, ведь жизнь самого писателя была исковеркана. Безрадостна в романе картина страны сталинских времён. Каждый пронизан страхом. Перед каждым призрак ночного чёрного «воронка». Знаменитые полководцы, врачи, руководители разного ранга проходят мясорубку сталинских репрессий. Из истории мы знаем, насколько велика была любовь людей к «вождю всех времён и народов». В книге Аксёнова он предстает усатым чудовищем, ярко-чёрным жуком-рогачём. Коллективизация, лагеря, война с фашизмом, послевоенные репрессии: через все эти круги ада проходит семья кремлёвского врача Бориса Градова. Кто сможет всё это выдержать?...
Герои писателя – не редкие гости на экране: фильмы по книгам автора «Когда разводят мосты», «Коллеги», «Мой младший брат», «Хозяин», «Мраморный дом», «Центровой из поднебесья», «Пока безумствует мечта».
    Василий Павлович Аксенов умер в Москве, 6 июля 2009 года. Похоронен на столичном Ваганьковском кладбище. В Казани с 2007 года ежегодно в октябре проводится Международный литературно-музыкальный фестиваль «Аксёнов-фест». В 2009 году открыт литературный Дом-Музей Аксёнова, в котором действует городской литературный клуб. В 2011 году Александр Кабаков и Евгений Попов издали совместную книгу воспоминаний «Аксёнов». В 2012 году Виктор Есипов издал книгу «Василий Аксенов — одинокий бегун на длинные дистанции», в которую вошли воспоминания современников о писателе, часть его переписки и интервью.

Источник: https://vokrugknig.blogspot.com/2017/08/blog-post_20.html
Подготовлено ведущим библиотекарем отдела обслуживания
Центральной библиотеки г. Анапа Ю.В. Ковалевой