preview

Симон Львович Соловейчик: «Детей не надо воспитывать – с детьми нужно дружить»

"Воспитание детей – старейшее из человеческих дел,
оно ни на один день не моложе человечества;
оттого оно кажется несложной работой:
все справляются, и мы справимся.

 В действительности взгляд этот обманчив...
и это сложнейшее из дел".

С.Л.Соловейчик
     «Педагогика для всех» – это не только название книги-бестселлера, автором которой является советский журналист, публицист и теоретик педагогики Симон Соловейчик, но и главная его идея. Педагогика – это не то, что происходит в школе и к чему причастны только учителя. Педагогика – это нечто большее, выходящее за пределы стен, семьи и класса.
      Педагогика в понимании Соловейчика означает науку об искусстве воспитания или просто воспитание. Автору принадлежит афоризм: «Детей не надо воспитывать – с детьми нужно дружить». Дело в том, что Симон Львович был убежден: воспитание и образование – это процесс двусторонний и дети могут очень многому нас научить.
     Идеи педагога, писателя, философа Симона Соловейчика легли в основу так называемой педагогики сотрудничества, где воспитание представлялось не как некое воздействие воспитателя на ребенка, а как открытый диалог между педагогом и учеником.
  Среди основных идей педагогики сотрудничества можно выделить такие, как учение без принуждения, опережение, свобода выбора, совместная деятельность учителей и учеников, обучение в зоне ближайшего развития, развитие творческих способностей и самоуважение школьника.
    Педагоги и ученики рассматриваются в учебно-воспитательном процессе педагогики сотрудничества как равноправные партнеры. При этом педагоги выступают в качестве опытных советчиков и наставников, а ученики получают самостоятельность, достаточную для приобретения необходимых знаний и опыта, а также для формирования собственной жизненной позиции.
       В качестве инструментов педагогики сотрудничества можно использовать интересный и увлекательный рассказ, откровенную беседу, справедливую и независимую оценку, поощрение творческих успехов, личный пример, встречу с интересными людьми, совместный поиск решений и тому подобное.
   Рассмотрим четыре принципа воспитания от Симона Соловейчика.
Принцип 1. Свобода
     Снисходительное отношение, одергивание, принижение — путь разрушения интересов ребенка, а зубрежка и скучный материал и вовсе отбивают всякое желание учиться. Задачи, которые дает ребенку школа, должны быть для него трудными и одновременно вдохновляющими: малыш должен чувствовать, что по-настоящему развивается. И загруженность по горло уроками и кружками — совсем не показатель этого.
Принцип 2. Отношения между взрослыми и детьми
      Однако ребенок растет, и постепенно ему необходимо узнавать и о других аспектах жизни. Мир не такой сказочный и совершенный, и родителю иногда нужно признавать этот факт. Учитель в школе был несправедлив? Ну ничего, бывает. Пожалей ребенка, помоги признать трудность и выразить надежду на лучшее. Он непременно справится, ведь у него есть ты!
Принцип 3. Самостоятельность как цель воспитания
Принцип 4. Главная ценность — возможность развиваться
       Безграничный интерес ко всему вокруг — главный показатель внутренней живости ребенка, и она куда важнее школьных оценок и примерного поведения.
       Симон Соловейчик – автор нескольких книг, в которых есть не только конкретные рекомендации, но и весь ход размышлений автора, иллюстрации из самых разных источников.
        Как изменение системы воспитания отражается на человеке? Что ему делать в меняющемся мире? Как понять себя и окружающих? На эти вопросы пытались ответить многие авторы ХХ века, и в их числе оригинальный педагог-мыслитель Симон Соловейчик.
   Источник:  obrazovanie-gid.ru, rosuchebnik.ru

 
Подготовлено главным
 библиотекарем отдела компьютерных технологий
Центральной библиотеки г. Анапа И.А. Павловой