preview

Жемчужина творческого наследия Лиона Фейхтвангера-роман «Гойя, или Тяжкий путь познания»

    Лион Фейхтвангер — мастер немецкоязычной прозы XX века, его вклад в литературу можно сравнить лишь с творческим наследием Генриха и Томаса Маннов и Стефана Цвейга. Писатель, перу которого в равной степени были подвластны семейная сага, социальная драма и публицистика.
 «Гойя, или Тяжкий путь познания» — жемчужина творческого наследия Фейхтвангера. Роман, до сих нор не имеющий равных среди произведений, посвященных жизни и творчеству великого испанского художника Франсиско Гойи(1746-1828).    
    "Чтобы кто-то смелым взглядом в суть её проник. Ей тоже демоны знакомы. Гойя и она-одной породы. Мы - сообщники. Мы оба-из породы дерзких!"
      Главный герой романа - Франсиско Гойя  далеко не идеален и изначально не имеет ничего общего с образом человека одухотворенного и справедливого. Он показан как довольно недалекий, скупой, эгоистичный, приземленный, расчетливый мужик (сын крестьянина), живущий согласно всем темным поверьям и заблуждениям своей эпохи. Он не хочет мыслить глубоко (да и вообще особо мыслить не хочет) и является естественной частью Испании, как ее бои быков, инквизиция и все остальное.  Таков он и в отношениях с женщинами. Он обвиняет любимую женщину, прекрасную Каэтану, герцогиню Альба, во всем, что происходит плохого в его жизни, видит в ней ведьму, вместо того чтобы признаться себе в собственных ошибках.
      В один из моментов автор подводит к пониманию, откуда растут ноги у испанской инквизиции. Она в древнем народном обычае совсем не думать, не анализировать себя, сваливать свою вину на другого,  в безумной  склонности воспринимать женщину как объект страсти, страха и ненависти одновременно.
       Дело в том, что ведьмы и демоны - внутри у самого Гойи прежде всего. "Сон разума рождает чудовищ", - это он,  сказал  про самого себя.
     Но Гойя, как и сама Испания, обладает не только темной стороной... В нем, как и в самой Испании, есть не только дремучие суеверия и жестокие склонности. В нем много любви и внимания - к людям, к жизни, к родной земле. Он способен глубоко чувствовать и тонко воспринимать людей. (Не понял он лишь одну Каэтану. Она так и осталась для него неразгаданной загадкой).     
     У Гойи есть дар - он умеет видеть людей по-настоящему, у него обостренное, невероятное внутреннее зрение. Он умеет видеть то, чего не видят другие, и чего даже не видит и не знает сам человек про себя. И пока Гойя не схватит и не передаст то скрытое, тайное, непонятное, неуловимое, но самое важное, волнующее, он не успокоится. Чаще всего он в этом не ошибался. Именно по всем этим причинам он - настоящий художник. Фейхтвангер очень интересно показал, чем подлинное искусство отличается от академического старания.
     В этом романе,  причудливо и изысканно переплетены история и вымысел, проза — и безупречная стилизация испанского романсеро, повествующий не только о неизвестных страницах судьбы Гойи, но и приоткрывающий современному читателю тайны его души…


Источник:
Лион Фейхтвангер "Гойя, или Тяжкий путь познания". Москва, издательство "Правда" 1982 г.

 

Подготовлено главным
 библиотекарем отдела компьютерных технологий
Центральной библиотеки г. Анапа  И.А. Павловой